Главная
Среди важнейших проблем, разрабатываемых в Беларуси академическим музыкознанием – проблемы контекста и исторической преемственности европейского музыкального искусства и культуры (Куртенок Е., Мацаберидзе Н., Мдивани Т., Цмыг Г.), взаимодействия Востока и Запада (Мдивани Т., Субботняя А., Цмыг Г.), композиторские стили (Ганул Н., Гудей-Каштальян В., Мдивани Т., Мацаберидзе Н., Цмыг Г.), композиционных особенностей современной балетной (Гудей-Каштальян В.) и хоровой (Дубатовская О., Г.Цмыг) музыки, композиторской интерпретации православного этоса (Мдивани Т.) и церковной музыки (Цмыг Г.), фортепианного (Горбушина И.) и хорового (Г.Цмыг) исполнительства, белорусского краеведения (Е.Куртенок, Г.Цмыг), а также вопросы онтологии европейской музыки академической традиции (Ганул Н., Мдивани Т., Цмыг Г.). Во всех работах, заявленных авторами в соответствии с выбранной тематикой и проблематикой исследования, представлена картина становления и эволюции основных жанровых разновидностей музыки академической традиции. Жанровые трансформации музыкальной сущности рассмотрены в каждом конкретном случае с точки зрения комплексного анализа – выявления образной сферы произведений, характера их содержания и типа композиций, особенностей музыкального языка и черт национального своеобразия. В ряде научных работ, посвященных синтетическим жанрам – опере, балету, исследователи обращаются к системно-структурному методу, который из-за своей сложности (синтез музыки, сценического действия и сценографии) представляет собой многоуровневую целостность. Важнейшей особенностью научных исследований является их теоретическая направленность, что связано с изучением музыкального феномена сквозь призму обстоятельного музыковедческого анализа с последующим осмыслением явления как акта культуры.

Проблема исторической преемственности
Известно, что сложившиеся в национальной культуре традиции во многом определяют ее менталитет, являются ценным наследием, которое, в свою очередь, влияет на формирование новых явлений в искусстве. Традиция помогает прослеживать связь времен, отстраивать линию преемственности и демонстрировать как «внешний», так и «внутренний» уровень культуры, а также выступать сильной альтернативой «донному» виду художественной деятельности. Таким образом, проблема преемственности является важным теоретическим фундаментом в изучении как общих законов композиторского творчества, так и специфических принципов его развития. Разработка вопросов соотношения современного музыкального искусства с наследием, с традициями современной европейской музыки, с композиторским творчеством других народов, а также вопросы нового качества музыки и ее контекстуальности позволили глубже понять природу музыкального мышления белорусских композиторов, и, таким образом, создать целостное представление об особенностях и специфике национального музыкального стиля.

Наиболее востребованной в среде последователей традиций научной школы Ю.Н.Холопова выступила проблема контекста и исторической преемственности. Так, в монографии Т.Г.Мдивани «Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века» и ее докторской диссертации прослежена линия эволюции европейского стиля музыкального мышления, основанная на рационалистическом концепте, от античности до современности. В кандидатской диссертации В.Г. Гудей-Каштальян «Композиционно-драматургические особенности белорусского балета как жанра музыкально-театрального искусства» (защищена в 1999 г.) впервые в отечественной науке о музыке создана система эволюции балетного жанра – протоканон, канон, постканон, – выявлена многоуровневая структура балетного жанра, установлены и определены его жанровые типы, в ее статьях «Преемственность жанровых форм в современном белорусском балете”,«Симфонический балет: линия преемственного развития в творчестве белорусских композиторов», В кандидатской диссертации», “Соотношение музыки и хореографии в процессе исторического развития балетного жанра”. Проблема преемственных связей лежит в основе диссертационного исследования Г.П. Цмыг, посвященного белорусскому хоровому концерту в его связях с западноевропейским и восточнославянским («Хоровой концерт: вопросы стиля, жанра, фактуры»; защищена в 2005 г.). Диссертантка впервые в европейском музыкознании установила значение хорового концертного жанра для современной хоровой концертной музыки, охарактеризовала жанровые и стилевые особенности хорового концерта на разных этапах исторического развития европейской музыки (в том числе и венецианский хоровой концерт XVI века), выявила феноменологию вокально-хоровой концертности. Специально проблеме контекста посвящена ее книга «Европейский хоровой концерт XVI-XX вв.», статьи «Белорусская хоровая концертная музыка в контексте европейской культуры", теории хоровой концертности – статья «Некоторые аспекты теории хоровой концертности”.

В кандидатской диссертации Н.В. Мацаберидзе («Стиль модерн и специфика его преломления в творчестве белорусских композиторов 1960-1990 гг»; защищена в 2004 г.) были оригинально рассмотрены белорусско-российские истоки стиля модерн в музыке, его отличие от музыкального авангарда и особенности реализации принципов стиля современными белорусскими композиторами. В статье «Прочтение истории в современной белорусской музыке: Е.Глебов, А.Мдивани, Д.Смольский» автор впервые выявила специфику преломления исторической темы сквозь призму материала музыки в творчестве ведущих белорусских композиторов.

Историко-эволюционный подход применили И.Л. Горбушина в своей статье «Эволюция нотного текста и его связь с исполнительским искусством», А.Г.Субботняя в своем докладе «The influence of Eastern traditions on the structure of the genre of musical compositions of Western avant-garde» («Влияние восточных традиций на жанровую структуру музыкальных композиций западного авангарда») //Theses of 5thInternational Scientific Conference: «MusicToday : the permanent and the changeable [«Музыкальная наука сегодня: традиции и новации»] на конференции в Даугавпилсе, Г.Цмыг в своей докторской диссертации, посвященной европейскому хоровому концерту.

Проблемы современной белорусской музыки
Темы, посвященные современной белорусской музыке и ее интеграции в европейскую музыкальную культуру, разнообразны, каждая из работ внесла весомую лепту в развитие отечественного музыкознания. Нужно отметить, что исследование современной музыки – задача тяжелая и сложная, поскольку сам процесс развития композиторского творчества многоплановый и противоречивый. Отдельные его стороны могут остаться без внимания исследователя чаще всего из-за невозможности бесстрастного «взгляда со стороны» и обобщающего проникновения в сущность явления, которое еще не стало историей. И, тем не менее, серьезная аналитическая работа с учетом специфики предмета исследования и сложившихся национальных традиций дает возможность выявить основные тенденции развития современной белорусской музыки в контексте не только национальной, но и европейской и всемирной музыкальной культуры. Осмыслению современных процессов в белорусской музыке посвящены статьи «Хореопластический вектор в развитии современного белорусского театрального искусства» «Балеты Е.Глебова: типология жанровых форм и композиционно-драматургические модели» В.Г.Гудей-Каштальян, «В пространстве оперных миров Сергея Кортеса», «Музыкальный театр на рубеже ХХ–XXI вв. – неотъемлемый фактор бытия культуры и социума», «Магічная сіла оперы: асаблівасці опернай паэтыкі Сяргея Картэса», «Становление творческого метода С. Кортеса: на пути к опере», «Містэрыя трэцяга напрамку, "Жарсці па Цілю" ў трупе "Тэрыторыя мюзікла" Н.Г. Ганул, «Белорусский хоровой концерт: проблемы жанра, стиля и особенности хоровой фактуры», «Современная хоровая академическая музыка в Беларуси: жанровая и стилевая специфика», «Академическая хоровая музыка в Беларуси: к вопросу о специфике композиторского творчества», «Das Genre des Chorkonzertes im Schaffen der weissrussischen Komponisten an Ende des 20. Jhrhunderts (Theorie, Geschichte, Praxis)», «Вокальная и вокально-инструментальная музыка в контексте современной белорусской культуры», «Белорусский хоровой концерт и его связь с национальной певческой традицией», «Новая хоровая концертность (к вопросу о стилевых исканиях современных белорусских композиторов)», «Die Spezifik der geistlichen Musik in Weissrussland» и др. Г.П.Цмыг, «Стилевые тенденции развития белорусской музыки второй половины XX века», «Национальные особенности белорусской фортепианной музыки» Субботней А., «Жанровое содержание белорусской музыки на рубеже XX-XXI вв.», «Претворение «традиции Стравинского» в белорусской музыке 60-90х годов (к проблеме осмысления современного национального музыкального стиля)», “Віцебскія карані мадэрна на Беларусі”, «Особенности стилей белорусских композиторов в последней трети ХХ века. Модерн и авангард», «Реминисценция стиля модерн в белорусской музыке второй половины ХХ века», «The instrumental genres of Belarusian professional musicinthe Postmodernizm artisticcontest», «Стиль модерн в музыке: К проблеме национального своеобразия белорусской музыки второй половины ХХ века» Мацаберидзе Н.В. и др. материалы.

Проблемы современного музыкального мышления. Новая и Новейшая музыка
Проблемы современного музыкального мышления, композиторской техники представителей Новой и Новейшей музыки, в том числе национальных композиторов освещены в целом ряде статей Т.Г.Мдивани: «Белорусский музыкальный авангард: прогноз на завтра», «Белорусская музыка рубежаXX–XXIвв.:реалии творческих исканий», «О претворении принципов западно-европейского музыкального авангарда в современной белорусской музыке», «Введение в поэтику музыкального сюрреализма», «Западный рационализм в музыке и ХХ век», «Новые аспекты авангардного музыкального мышления во второй половине ХХ в.», «Классическое, неклассическое и традиционное в Новой и Новейшей музыке ХХ в.», «Алеаторика и коллаж в авангардной музыке ХХ века», «Принцип неопределенности в авангардной музыке второй половины ХХ в.», «Специфика музыкального бытия во второй половине ХХ в.», «Неклассическая и новая неклассическая (расширенная) рациональности в Новой и Новейшей музыке ХХ века», «Об особенностях претворения принципов западного музыкального авангарда в творчестве восточноевропейских композиторов», «О типах рациональности в европейской музыкальной культуре IIполовины ХХ века», «Ризома и новые музыкальные реалии в эпоху постмодернизма», «Новые музыкально-игровые жанры в творчестве авангардных композиторов второй половины ХХ века». В книге «Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ в.» Т.Г. Мдивани впервые последовательно проводит мысль о кризисе музыкального радикализма, выходом из которого является обращение к идеям целостности, гармонии и красоты. При решении проблемы неклассического стиля музыкального мышления современных композиторов, как и при анализе авангардных опусов автор использует синергетическую методологию. Белорусская музыка рассматривается в контексте европейской (западной и российской).

В материалах Г.П. Цмыг музыкальный радикализм рассматривается на примере хоровой музыки. Это статьи «Альтернативная нотация хоровой музыки: к вопросу освоения музыкального авангарда XX века в педагогической и исполнительской практике», «О специфике театральности в хоровой концертной западно- и восточноевропейской музыке», «Новая хоровая концертность (к вопросу о стилевых исканиях современных белорусских композиторов)», «Темброакустика как средство создания исполнительского художественного образа в хоровом театре», «Современная хоровая академическая музыка в Беларуси: жанровая и стилевая специфика», а также в зарубежных изданиях – «Choral Academic Music In Belarus: :Specificity Of Author's Creative Concepts». Интересные связи между стилем модерн в музыке и музыкальным авангардом раскрыты в статьях Н.В. Мацаберидзе: «Авангард и модерн: к вопросу о стилевом своеобразии», «Музыкальный модерн в контексте стилевых явлений ХХ столетия», «Особенности стилей белорусских композиторов в последней трети ХХ века. Модерн и авангард».

Музыкальный театр
Одной из интереснейших областей отечественной музыки является музыкальный театр – опера, балет, музыкальная комедия. В этой области наиболее активно проявила себя В.Г. Гудей-Каштальян. В поле ее зрения находятся моделируемый жанровый синтез, симфонический балет реинтерпретация классики, театральный аспект симфонизма, которые рассматриваются на материале балетной музыки С.Прокофьева, П.Чайковского и белорусских композиторов. Опубликованные статьи автора свидетельствуют о зрелости автора и способности решать сложнейшие научные проблемы, связанные с музыкальным театром:«Моделируемый жанровый синтез как принцип жанрообразования неклассического балета», «Симфонический балет: линия преемственного развития в творчестве белорусских композиторов», «Хореопластический вектор в развитии современного белорусского театрального искусства», «Театральный аспект симфонизма».

Оперному жанру посвящены разделы в книге «Музычны тэатр Беларусі. Опернае мастацтва» Т.Г.Мдивани. Автор осуществила музыковедческий анализ опер Д.Смольского, Ю.Семеняко, а также белорусских радио и телеопер. В статье, посвященной опере Е.Глебова «Мастер и Маргарита», были выявлены универсалии постановочной работы и коррелят «композитор – режиссер – дирижер». Ряд статей, связанных с оперой В.Кузнецова «Записки сумасшедшего: поэтика, интонационная система, структура» , связаны с характеристикой особенностей композиторской интерпретации литературного текста В.Гоголя. Оперное исполнительство и традиции сценической музыки находятся в центре внимания Ганул Н.Г. В многочисленных материал автор одинаково успешно анализирует как нотный текст, так и способы его интерпретации. Таковы статьи «Віцебск. Салярцінскі. Візуалізацыя музыкі», «Экзістэнцыйная энтамалогія», «Бедуінкі з кастаньетамі, балет "Клеапатра" ў Беларускім музычным тэатры», «Мастацтва чытання Шэкспіра, "Макбет" Джузэпэ Вердзі ў Нацыянальным тэатры оперы і балета».

Сакральная проблематика
Новым и актуальным направлением научных исследований белорусских музыковедов является православная и шире церковная тематика, связанная с разработкой проблемы корреляционных связей между светской профессиональной музыкой и стилистикой песнопений, а также вопросов православной певческой культуры в целом. Эта тема освещается в работах Т.Г.Мдивани: «О стилистике песнопений православной церкви и их воплощении в современной композиторской практике», «Музыка и православные песнопения: к вопросу о терминологии», «О созидательной силе православных песнопений в эпоху глобализации», а также в книге «Беларусы» в разделе «Панорама музыкального искусства второй половины ХХ века: симфоническая, народно-оркестровая, камерно-инструментальная музыка, опера и духовные произведения». Вопросы церковной музыки разрабатывает Г.П.Цмыг. Это статьи «Специфика духовной музыки в Беларуси» («Die Spezifik der geistlichen Musik in Weissrussland»), «О соотношении светского и религиозного в хоровой музыке на духовный текст (на материале современного белорусского композиторского творчества)», «Образы полоцких просветителей в духовно-музыкальных сочинениях современных белорусских композиторов» («Geistliche Chormusik der Gegenwart» / «Современная духовная музыка»).

Проблемы взаимодействия восточных и западных традиций в академической музыке
Особое место в белорусской школе Ю. Холопова занимает проблема конвергенции западных и восточных музыкальных традиций. Явным подтверждением тому явилось творчество композиторов-представителей Новой белорусской музыки в контексте западноевропейского музыкального авангарда. Проблема взаимодействия Востока и Запада в музыкальном искусстве, впервые поднятая в книге «Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века» Т.Г. Мдивани, нашла свое продолжение в научно-исследовательской работе Аллы де Рой (Субботней) «Претворение восточных традиций в европейском музыкальном искусстве второй половины ХХ – начала ХХI века» (кандидатская диссертация; защищена в 2011 г.). Автором раскрыты теоретические аспекты взаимодействия восточной и западной «музыкальных ментальностей», формы репрезентации этого нового феномена в творчестве композиторов Западного мира. Свои научные положения автор опубликовала в монографии («Восточные традиции в европейском музыкальном искусстве второй половины ХХ – начала ХХI века») и целом ряде статей в Беларуси и за рубежом: «Новая музыкальная реальность второй половины ХХ века: «Мантра» К. Штокхаузена»; «Соотношение восточной и западной традиции в музыкальном искусстве (теоретический аспект)»; «Влияние восточных традиций на жанровую структуру музыкальных композиций западного авангарда» и др. Данная тема, в основе которой лежит философско-музыковедческий подход, требует дальнейшей разработки с расширением тематического спектра и привлечением междисциплинарных знаний.

В русле этого направления работает и Г.П. Цмыг, в центре внимания которой находятся вопросы как китайского Востока и европейского Запада («К вопросу о путях сохранения национальной музыкально-театральной традиции (на примере Пекинской оперы)”, так и Европейского Востока и Европейского Запада («Формирование восточноевропейского хорового концерта в Российской Империи: барочный (партесный) в конце XVII – XVIII вв. и классический на рубеже XVIII – XIX вв. – нач. XX вв.», «Западноевропейский хоровой концерт», «От венецианского хорового концерта к Белорусскому хоровому концерту XX века».

Теория исполнительскогго искусства
В современном музыковедении все большую актуальность и остроту получает исполнительское музыковедение. В его ареале наиболее привлекательной является проблема исполнительской интерпретации, поскольку современное музыкальное исполнительство далеко ушло от ситуации «исполняющего композитора» и «композиторствующего исполнителя» (А.Кудряшов). Так, например, в исполнительстве агогические приёмы обычно подвергаются индивидуальному переосмыслению, т.е. интерпретируется сообразно индивидуальности музыканта и эстетическим установкам эпохи, художественного стиля и проч. Между тем, несмотря на отклонения от основного темпа, агогические нюансы при исполнении музыки не разрушают общий темп, следуя композиторскому замыслу. Проблемы исполнительской интерпретации на примере пианистического искусства находятся в центре внимания И.Л. Горбушиной. Свои интересные идеи и мысли она опубликовала в целом ряде научных статей: «Эволюция нотного текста и его связь с исполнительским искусством», «Соотношение параметров первого и второго планов исполнительского нотного текста в музыкальном авангарде 1-й пол. ХХ в. (на примере фортепианной музыки)», «Теоретические аспекты интерпретации нотного текста современными исполнителями».Системное рассмотрение данная проблематика получила в ее кандидатской диссертации «Исполнительская интерпретация фортепианного произведения (на примере белорусского концертного пианизма)».

Исполнительству посвящены и многие статьи Н.Ганул. Автор пишет интересные материалы о современных исполнителях, в т.ч. об Алексее Киселеве и Александре Музыкантове.

Хоровое исполнительство привлекает внимание Г.П. Цмыг. В центре ее научного интереса находится история, теория и практика хорового исполнительства, в том числе и белорусского, которое рассматривается в контексте как романского, так и славянского хорового искусства и культуры: «Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ – начало ХХI века. Хоровое концертно-исполнительское искусство», «Choral Academic Music In Belarus: Specificity Of Author's Creative Concepts». («Хоровая академическая музыка в Беларуси: специфика авторских творческих концепций»), «Хоровая концертно-исполнительская практика 70-80-х гг. ХХ в.: специфика и возможности», «Современная хоровая академическая музыка в Беларуси: жанровая и стилевая специфика», «Некоторые аспекты теории хоровой концертности”, “The European Choral Concerto: Matters of Style, Genre, Texture»./ «Eвропейский хоровой концерт: вопросы стиля, жанра, фактуры»/, «Виртуозность и её преломление в хоровых концертах Дж. Габриели, В. Титова и А. Бондаренко», «К вопросу о специфике хоровой концертной ткани: Свиридов, Богатырев, Мдивани, Бондаренко».

Проблемы музыкальной культуры
Для воссоздания целостной и объективной картины формирования, развития и современного состояния музыкальной культуры и искусства Беларуси необходимо изучение развития основных сфер музыкальной культуры определенного региона, где закладывались основы музыкального профессионализма, концертно-исполнительской и творческой практики. Гомель, являясь крупным культурным центром Беларуси, до сегодняшнего дня продолжает оставаться одним из наименее изученных городов в отечественном искусствоведении. Музыкальной культуре Гомеля, города созданного российскими аристократами Румянцевыми и Паскевичами, посвящено диссертационное исследование Е.П. Куртенок. Автор раскрывает пути и этапы формирования музыкальной культуры города, специфику развития в досоветский, советский и постсоветский период. В ряде статей проступает рука опытного и активного музыкального краеведа: «Музыкальная культура Гомеля в контексте национальной культуры: вторая половина XVIII–XX вв.», «Музыкальная культура Гомеля 1917– 1941 гг.: зарождение профессионализма», «Музыкальная культура Гомеля как тема курса «Белорусская музыкальная культура» и др.

Вопросы белорусского краеведения феноменологии и состояния музыкальной культуры в современных исторических центрах Беларуси находятся в поле зрения Галины Цмыг. Работа с архивным материалом позволила ученому создать целостную панораму развития музыкальной культуры в малых городах Беларуси. Свои наблюдения автор отразил в статьях «Die musikalische Kultur in den historischen Zentren Weissrusslands. Phaenomenologie und gegenwaertiger Zustand» / «Музыкальная культура в исторических центрах Беларуси. Феноменология и современное состояние»/, («Archivbestaende: Zur Geschichte der Musik institutionen Weissrusslands»/ «Архивные материалы: к истории музыкальных обществ Беларуси») и др.

Проблемы современной музыкальной культуры раскрыты Мдивани Т.Г. и Цмыг Г.П. в книге «Нарысы гісторыі культуры Беларусі”(Мінск, 2017).

Юрий Николаевич Холопов (1932-2003) – глава современной теоретической школы, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории (кафедра теории музыки) воспитал свыше 100 учеников, которые учились у него на разных этапах обучения музыке: при написании дипломных работ (напр., Ю.Евдокимова, С.Савенко, Т.Чередниченко), кандидатских диссертаций (40), докторских (15). Каждый из его учеников нашел свое место в музыкальном социуме, те же, кто занимался научной деятельностью, создали 2-е и 3-е поколение музыкантов, наследующих традиции научной школы Холопова. Главными педагогическими принципами Юрия Николаевича были: ответственное отношение к делу, точное выполнение поставленных задач, глубина постижения сущности явления и широкая эрудиция. Он служил знанию и требовал от своего ученика прежде всего честного отношения к делу. Абсолютно не выносил дилетантизма и любой приблизительности! Елена Черемных писала о Юрии Николаевиче: «При 40-летнем преподавательском стаже он заработал репутацию не только знатока «гармонии» или «музыкально-теоретических систем», но основателя современной научной школы. Именно ученики и аспиранты Юрия Холопова — вне зависимости от того, становились ли они впоследствии его научными продолжателями или конкурентами,— оживляли научный климат в государстве, где базовыми теоретиками чуть не полстолетия считали Ивана Соллертинского и Бориса Асафьева. Делать что-либо на столь архаичном фоне, да еще в столице, было трудно. Но именно Юрий Холопов придал этому делу небывалый размах. Его ученики и ученики его учеников изучали средневековые и ренессансные манускрипты, вводили в обиход забытую терминологию древних эллинов и латинян, ревизовали советское наследие, осваивали западный авангард Булеза, Штокхаузена и Кейджа, не оставаясь в стороне и от современных процессов в отечественной музыке».

Юрий Холопов был хорошо известен в научных и педагогических кругах Беларуси. Он неоднократно приезжал с чтением лекций («О ритмической технике ХХ века», «12тоновость у конца века. Теория гемигрупп», «Техника групп Штокхаузена»), издавал свои статьи. В частности, в «Музыкальном словаре»[1] Юрий Холопов поместил свыше 30 статей, среди которых «Графические такты, «Двеннадцатитоновость», «Додекоряд», «Модели гемитонные» и проч. Музыкальный словарь представляет собой первый в Беларуси образец сводного и систематического изложения сведений о разных отраслях музыкальной культуры и искусства, разработки и упорядочения белорусской музыкальной терминологии. Его содержание составляют музыкальные термины и понятия, специальные выражения и определения с разъяснением каждого из них в статьях разного характера – от обзоров до кратких справок (более 4000 статей). В словаре содержится широкий диапазон знаний, охватывающих разнообразные отрасли музыкального искусства: вопросы теории музыки, музыкальные инструменты, певческие голоса; вокальную, оркестровую, вокально-симфоническую и хоровую музыку; разные музыкальные жанры и стили, музыкальные формы, музыкально-художественные направления (старинная, классическая, романтическая, современная музыка, православная певческая культура, музыка католической церкви, а также музыкальный авангард и джаз). Некоторые из них иллюстрируются нотными примерами, пояснительными схемами и ссылками на музыкальные произведения. Представленный в словаре материал приближает печатное издание к учебному пособию.

Одним из многочисленных учеников Юрия Холопова является белорусский музыковед Татьяна Мдивани, доктор искусствоведения, профессор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь. Ее учениками являются Горбушина И., Гудей-Каштальян В., Дубатовская О., Куртенок Е., Мацаберидзе Н., Субботняя А., Цмыг Г. – второе поколение продолжателей научной школы Ю.Холопова в Беларуси.

Результаты научных исследований публикуются во многих периодических изданиях Беларуси, таких, как «Мастацтва», научных журналах «Вести НАН Беларуси» (серия гуманитарных наук) и «Вести БГАмузыки», энциклопедических изданиях, сборниках научных статей «Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі», выпускаемых ГНУ «ЦИБКЯЛ. ИИЭФ им. К. Крапивы НАН Беларуси» (издается с 2006 г.), «Вестник ВГУ», «Культура и искусство», а также в России, Англии, Польше, Германии, Латвии, Украине.

Свои наблюдения исследователи обсуждают на международных и республиканских научных конференциях (Гродно, Москва, Минск, Киев, Заславль, Несвиж, Поставы, Кельн, Ляйпциг, Даугавпилс, Друскининкай и др.). Это «Музы Несвижа», «Актуальные проблемы мировой художественной культуры», «Нефедовские чтения», «Заславль. Корни нашей родословной», «Философия как самопонимание культуры и посредник в диалоге культур», «Философия и будущее цивилизации», «Славяне: единство и многообразие» в пределах «Праздника славянской письменнасци и культуры», «Славянские культуры после второй мировой войны», «Славянские культуры: исторический опыт и современные проблемы», «Важнейшие направления композиторской мысли во второй половине ХХ века», «Музыка в контексте глобализации культуры», «Национальные традиции и современность», «Перспективы рациональности в ХХІ в.», «Белорусские народные инструменты в контексте художественной культуры: эстетика, педагогика, творчество (исполнительское, композиторское), технологии», «Музыкальное образование в контексте культуры», «Наука. Культура. Творчество», «Проблемы театрального, музыкального и кинотелеискусства в контексте славянских культур в современном мире», «Кирилло-Мефодиевские чтения», «Актуальные проблемы современной культуры», «Дни белорусской письменности», которые проходили в Шклове, Сморгони, Глубоком, «Человек. Культура. Образование», «Беларусь и музыкальное наследие ХХ века: поиски и находки», «Muzikas zinatne sodien: pastavigas un mainigais», Юрий Холопов и его научная школа» (Москва), а также на конференциях в рамках национального форума «Дни белорусской письменности», который проходит в культурных центрах страны – в Шклове, Сморгони, Глубоком, Быхове.

В своих докладах исследователи стремятся к созданию целостной картины стилевых движений белорусской и западной музыки во второй половине ХХ в. и к открытию ее важнейших черт в последней четверти столетия, а также к установлению специфики преемственных связей, которые проявляют себя во всех жанрах музыки как белорусских, так и европейских композиторов. Одновременно решаются вопросы контекстуальности и особенностей стиля национальных композиторов, а также раскрывается механизм воздействия западных рационалистических концептов на Новую белорусскую музыку. Важнейшими результатами научных исследований отдела на современном этапе являются:

1. рассмотрение процессов европейского музыкального мышления как части мирового культурного пространства и определение причин стремления композиторов к всеобъемлемости, широте и глобализации своих представлений о мироздании;
2. выявление изменений сущности, а точнее – новой сущности современной "музыкальной ментальности";
3. определение особенностей процессов взаимообогащения европейских культур в области композиторского творчества и характеристика жанрово-стилевых особенностей музыки белорусских композиторов в русле проблем творческих связей со славянскими музыкальными культурами;
4. создание целостной картины стилевых движений белорусской профессиональной музыки в свете проблемы преемственности.

Одной из давних традиций белорусских исследователей музыки, представителей второго поколения школы Юрия Холопова, является участие в защите кандидатских и докторских диссертаций в качестве оппонентов (Вильнюс, Минск, Москва), экспертов от оппонирующей организации (Минск, Москва), научных руководителей.

Белорусская музыка последней трети XX века является детищем неклассической эпохи во всеобщей истории искусства. Ее специфика кроется, на наш взгляд, в интегрировании многообразного культурного опыта. Данное наблюдение резонирует с мыслью Ивана Антоновича о том, что только синтез, амальгaма всех духовных ценностей и накоплeний национальной культуры является залогом устойчивости и долговременности «музыкальной цивилизации» (выражение Ю. Холопова). Не отрицая ничего целиком ни из своего прошлого, ни в своем настоящем, белорусская музыка допускает и доминирование современных тенденций и новых смысловых и художественных систем, сохраняя при этом базисный стиль мышления. Благодаря тому, что белорусская народная культура никогда не уничтожалась, профессиональная музыка последней трети XX века сумела сохранить статус музыки национальной, белорусской, включившись в таком качестве в кругооборот международной художественной жизни.

Жизнь заставляет задумываться ученых-искусствоведов-музыковедов над самыми разными проблемами, многие из которых близки важнейшим проблемам современности и междисциплинарным исследованиям – таким, как охрана памятников музыкальной культуры, экология культуры, музыкальное образование, а также философия, синергетика, математика, акустика, психология. Музыка стала привычным фоном повседневности, самых будничных занятий. Не опустошает ли это ее духовную значимость для человека? Изучение этих и других многочисленных проблем придает особую актуальность музыкальной науке и ставит ее в один ряд с важнейшими отраслями гуманитарного знания.


[1]Музыкальный словарь (белорусско-русский и русско-белорусский с терминами на иностранных языках : итальянском, французском, немецком; Минск: Бел. навука, 1999 г.; авторский коллектив: доктора искусствоведения – Г. Кулешова, Т. Мдивани, Н. Ювченко, доктор филологических наук Л. Антонюк, доцент БГАМ Л. Матуковская и специалист по джазовой музыке Д. Подберезский). В написании словаря приняла участие и сестра Ю.Н.Холопова – Валентина Николаевна Холопова, член-корреспондент РАЕ, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель науки, кавалер «Ордена Дружбы» России.

АССОЦИАЦИЯ БЕЛОРУССКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ (АБИМ)

Ассоциация белорусских исследователей музыки (АБИМ) является структурным подразделением Белорусского союза музыкальных деятелей (БСМД). Ассоциация создана с целью научного осмысления и пропаганды достижений академической музыки (композиторское творчество и исполнительское искусство), обсуждения актуальных профессиональных вопросов, их распространения и участия членов АБИМ в развитии современного музыкознания в Беларуси и за рубежом. Решение о создании АБИМ было принято на заседании президиума Правления БСМД от 2 апреля 2013 Протокол №1/3. Руководящими органами Ассоциации являются Общее собрание и Координационный совет, контрольно-ревизионным органом – Ревизор. Председателем АБИМ является Мдивани Т.Г., заместителем председателя – Цмыг Г.П., секретарем – Горбушина И.Л., ревизором – Мацаберидзе Н.В.

Белорусское академическое музыкознание отражает общие тенденции развития современной науки с ее стремлением к гуманизации, сочетанием теоретического и исторического подходов в изучении музыкального творчества и духовных ценностей национальной культуры. В последней трети ХХ века белорусская композиторская деятельность активировалась во всех жанрах музыки – симфоническом (Л. Абелиович, Е. Глебов, Г. Горелова, А. Мдивани, Д. Смольский); сценическом (Г. Вагнер, Е. Глебов, С. Кортес, В.Кузнецов, А. Мдивани, Ю. Семеняко, Д. Смольский); вокально-симфоническом (Г. Вагнер, В. Войтик, Е. Глебов, В. Дорохин, С. Кортес, А. Мдивани, Д. Смольский, Г. Сурус, Л. Шлег); хоровом (А. Мдивани, Л. Захлевный, А. Бондаренко, А.Литвиновский, Л.Шлег, Л.Симакович); народно-оркестровом (В.Иванов, В.Курьян, В.Кузнецов, А. Мдивани, В. Помозов, А. Ращинский, Д. Смольский); камерно-вокальном и камерно-инструментальном (Л. Абелиович, Г. Горелова, К. Тесаков); песенном (В. Будник, В. Иванов, И. Лученок, Ю. Семеняко, Э. Ханок). Одновременно ярко заявили и белорусские исполнители – музыканты разных исполнительских специальностей. Творческая активность композиторов и исполнителей определила расширение диапазона научных исследований. Особое место в ряду белорусских ученых, занимающихся изучением отечественной музыки – Е.Дуловой, Г.Кулешовой, Р.Аладовой, В.Антоневич, Л.Волковой, О.Дадиомовой, О.Савицкой, Т.Титовой, Н.Арутюновой, Н.Ганул, Е.Лисовой, – принадлежит учёным, развивающим традиции научной школы Юрия Николаевича Холопова (1932 – 2003): В.Гудей-Каштальян, И.Горбушиной, О.Дубатовской, Е.Куртенок, Н.Мацаберидзе, Т.Мдивани, Алле де Рой (А.Субботней), Г.Цмыг.
Ассоциация белорусских исследователей музыки (АБИМ) является структурным подразделением Белорусского союза музыкальных деятелей (БСМД). Ассоциация создана с целью научного осмысления и пропаганды достижений академической музыки (композиторское творчество и исполнительское искусство), обсуждения актуальных профессиональных вопросов, их распространения и участия членов АБИМ в развитии современного музыкознания в Беларуси и за рубежом.

УСТАВ АССОЦИАЦИИ БЕЛОРУССКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ (АБИМ)
ОО "БЕЛОРУССКИЙ СОЮЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Ассоциация Белорусских Исследователей Музыки (далее АБИМ) – добровольное общественное творческое объединение профессиональных теоретиков-музыковедов, активно участвующих в развитии современной науки о музыке.
    1.2. АБИМ имеет полную организационную и творческую самостоятельность, осуществляет свою деятельность на принципах добровольности, равноправия членов, самоуправления. В своей деятельности АБИМ руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Законом Республики Беларусь «О творческих союзах и творческих работниках», действующим законодательством и Уставом ОО «Белорусский союз музыкальных деятелей» (ОО «БСМД»).
    1.3. АБИМ может взаимодействовать с государственными учреждениями и организациями, общественными организациями граждан Беларуси и других стран.
    1.4. АБИМ может вступать в международные неправительственные организации, поддерживать непосредственные международные контакты и связи, заключать соответствующие соглашения, участвовать в осуществлении мероприятий, которые не противоречат международным обязательствам Республики Беларусь.
    1.5. АБИМ является структурным подразделением Белорусского союза музыкальных деятелей. Имеет единую финансовую базу, свой субсчет.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    2.1. Цель АБИМ:
    Участие в процессе формирования и развития современного теоретического музыкознания, в научном осмыслении и пропаганде достижений академической музыки (композиторское творчество и исполнительское искусство).
    2.2. Основные задачи АБИМ:
    2.2.1.Содействовать развитию отечественной музыкально-теоретической науки;
    2.2.2.Способствовать активному распространению и обсуждению профессиональных вопросов в области теоретического музыкознания (на материале академического композиторского творчества и исполнительства), взаимодействию отечественных и зарубежных представителей музыкальной науки, расширению междисциплинарных связей;
    2.2.3.Разрабатывать актуальные вопросы теоретического музыкознания на материале творчества белорусских композиторов в сфере современной академической музыки в Беларуси и за рубежом;
    2.2.4. Проводить работу в следующих направлениях исследований о музыке:
    • европейское композиторское творчество (барокко – музыкальный авангард);
    • жанры и стили академической музыки (церковная музыка, симфония, хоровой концерт, опера, балет, хэппенинг);
    • музыкально-теоретические концепции;
    • музыкальная акустика и электроника;
    • история музыкальной теории;
    • зарубежное музыкознание;
    • теория музыки и исполнительское искусство и др. и создавать соответствующие им секции, комиссии, другие подразделения для объединения усилий индивидуальных исследователей;
    2.2.5.Оказывать содействие членам Ассоциации в выявлении и реализации их научного потенциала в форме: – обсуждения научных материалов (область теории музыки и теории исполнительского искусства); организации стажировок и консультаций у ведущих музыковедов Беларуси и других стран; публикации научно-теоретических разработок в отечественных и зарубежных научных журналах и сборниках;
    2.2.6.Осуществлять просветительскую деятельность;
    2.2.7.Информировать членов АБИМ и широкую общественность о событиях в сфере современной академической науки о музыке, в том числе с использованием средств массовой информации.
    2.3. В соответствии с целями и задачами АБИМ осуществляет следующие виды деятельности:
    2.3.1.Оказывает содействие:
    • в установлении творческих контактов, обмене профессиональными знаниями и творческим опытом между членами АБИМ;
    • в организации повышения квалификации и профессионального уровня членов Ассоциации;
    • в работе международных и республиканских конференций своего профиля;
    • в налаживании международных контактов между специалистами в области теории музыки;
    • в публикации результатов исследований членов АБИМ в отечественных и зарубежных научных журналах и сборниках.
    2.3.2.Помогает осуществлять:
    • издание нотных сборников, партитур, информационных справочников и бюллетеней, пропагандирующих творчество белорусских композиторов; • научное обеспечение концертных программ.
    2.3.3.Координирует и обеспечивает научные связи между профессиональными музыковедами – теоретиками из разных стран.
    2.3.4.Предоставляет в законном порядке кандидатов из числа членов АБИМ для присуждения премий и наград.
    2.3.5.Инициирует участие членов АБИМ в фестивалях, конгрессах, конференциях, творческих поездках по Беларуси и за рубеж.
    2.3.6.Защищает социальные и профессиональные права членов Ассоциации.
    2.3.7.Выполняет другие функции в соответствии с уставными целями и задачами.

3. ЧЛЕНЫ АБИМ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

    3.1. АБИМ имеет фиксированное членство.
    3.2. Членами АБИМ могут быть музыковеды-исследователи, граждане Республики Беларусь.
    3.3. В члены АБИМ по рекомендации не менее 2-х профессиональных музыковедов-теоретиков могут быть приняты граждане Республики Беларусь, закончившие Белорусскую государственную академию музыки или какой-либо зарубежный ВУЗ при наличии:
    • диплома о высшем образовании по музыковедческой специальности;
    • диплома музыковеда-исследователя;
    • диплома ученой степени;
    • не мене пяти публикаций в отечественных или зарубежных научных изданиях в области теории музыки по вопросам теоретического музыкознания (композиторское творчество и исполнительское искусство);
    • высоких научных достижений в области теоретического музыкознания, подтвержденных публикациями в научных изданиях (журналах и сборниках).
    3.4. Прием в члены АБИМ проводится на заседании координационного совета по личному письменному заявлению вступающего и предоставлению публикаций.
    3.5. Вступающий в члены АБИМ может не являться членом ОО «БСМД». В этом случае он принимается в АБИМ сроком на один год, после чего может рекомендоваться КС АБИМ для вступления в ОО «БСМД».
    3.6. Кандидатура почетного члена АБИМ предоставляется координационным советом и утверждается Общим собранием путем открытого голосования.
    3.7. Члены АБИМ имеют право:
    • Выбирать и быть избранными в выборные органы АБИМ;
    • На индивидуальное научное творчество и защиту его результатов;
    • Участвовать в мероприятиях, которые проводит АБИМ и ОО «БСМД»;
    • Вносить предложения по вопросам деятельности АБИМ и принимать участие в их обсуждении;
    • Пользоваться всеми видами помощи, которую предоставляет АБИМ и ОО «БСМД»
    • Выйти из членов АБИМ
    3.8. Члены АБИМ обязаны:
    • Выполнять требования настоящего Устава;
    • Принимать участие в деятельности АБИМ;
    • Платить членские взносы в ОО «БСМД».
    3.9. Почетный член АБИМ обладает всеми правами и обязанностями члена Ассоциации.
    3.10.За невыполнение требований Устава, за действия, которые дискредитируют АБИМ, член АБИМ может быть исключен.
    3.11.Вопрос об исключении из членов АБИМ рассматривается Общим собранием. Решение принимается путём открытого голосования.
    3.12.Исключенный из членов АБИМ может быть принят вновь на общих основаниях через год после принятия решения об исключении.
    3.13.За активное участие в деятельности АБИМ и значительный вклад в развитие современной академической науки в области теории музыки члены АБИМ могут поощряться морально и материально.

4. СТРУКТУРА И ВЫБОРНЫЕ ОРГАНЫ АБИМ

    4.1. АБИМ имеет статус республиканской общественной организации.
    4.2. Высшим органом АБИМ является Общее собрание членов Ассоциации, которое проводится один раз в год. Порядок дня собрания, дата и место проведения назначаются координационным советом АБИМ (далее КС АБИМ) за месяц до его проведения. Собрание правомочно при наличии не менее 2/3 членов Ассоциации.
    4.3. Внеочередное Общее собрание может быть созвано по решению КС АБИМ или 2/3 членов Ассоциации.
    4.4. Общее собрание АБИМ:
    • Утверждает Устав АБИМ, вносит в него изменения и дополнения;
    • Избирает КС АБИМ (председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря) и ревизора;
    • Принимает решение о реорганизации или ликвидации АБИМ;
    • Утверждает основные направления в деятельности АБИМ;
    • Заслушивает и утверждает отчет о деятельности КС АБИМ и ревизора;
    • Рассматривает другие вопросы уставной деятельности АБИМ.
    4.5. В период между Общими собраниями деятельностью АБИМ руководит КС АБИМ, который является руководящим органом Ассоциации и избирается сроком на пять лет.
    4.6. КС является исполнительно-распорядительным органом АБИМ. В его состав входят Председатель КС, заместитель председателя КС и ответственный секретарь КС АБИМ.
    4.7. Координационный совет АБИМ:
    • Организует выполнение решений Общего собрания;
    • Разрабатывает направления республиканской и международной деятельности АБИМ;
    • Осуществляет руководство текущей работой АБИМ;
    • Утверждает годовые планы работы и отчеты по ним;
    • Осуществляет прием в члены АБИМ и исключение из членов АБИМ;
    • Назначает куратора конкретных проектов;
    • Создает секции, комиссии, другие подразделения АБИМ и руководит их работой;
    • Организует и рассматривает единую систему учета и отчетности АБИМ;
    • Доводит до членов АБИМ решения вышестоящих органов ОО «БСМД»;
    • Вносит в установленном порядке предложения по предоставлению к наградам членов АБИМ за высокие достижения в развитии теоретического музыкознания;
    • Рассматривает другие вопросы уставной деятельности АБИМ.
    Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов решение принимает Председатель КС АБИМ.
    4.8. Председатель КС АБИМ:
    • Избирается Общим собранием АБИМ: сроком на пять лет с правом многократного переизбрания;
    • От имени АБИМ координирует научные инициативы;
    • Ведет переговоры с государственными учреждениями, общественными и коммерческими организациями Беларуси и других стран;
    • Представляет АБИМ в ОО «БСМД», в органах государственной власти.
    • Решает организационные вопросы.
    4.9. Заместитель Председателя КС АБИМ:
    • Избирается Общим собранием АБИМ сроком на пять лет с правом многократного переизбрания;
    • Ведет переговоры с государственными учреждениями, общественными и коммерческими организациями Беларуси и других стран по согласованию с КС АБИМ;
    • Представляет АБИМ в ОО «БСМД», в органах государственной власти по согласованию с Председателем КС АБИМ;
    • Решает организационные вопросы, согласованные с Председателем КС АБИМ.
    4.10.Ответственный секретарь АБИМ:
    • Избирается Общим собранием АБИМ сроком на пять лет с правом многократного переизбрания;
    • Рассматривает организационные вопросы;
    • Ведет документацию АБИМ;
    • Готовит заседания КС АБИМ.
    4.11.Ревизор:
    • Избирается Общим собранием АБИМ сроком на пять лет с правом многократного переизбрания;
    • Контролирует выполнение положений данного Устава, решений Общего собрания и КС АБИМ;
    • Проверяет сроки, законность и обоснованность отказов на жалобы, письма и заявления членов АБИМ;
    • Контролирует своевременность сдачи членских взносов ОО «БСМД» членами АБИМ.


5. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИМ

    5.1. Имущество и средства АБИМ формируются из:
    • Членских взносов ОО «БСМД» членов Ассоциации;
    • Пожертвований и подарков граждан Республики Беларусь и других стран;
    • Других, не запрещенных законодательством, поступлений.
    5.2. Все средства АБИМ аккумулируются на расчетном счете ОО «БСМД» и учитываются на отдельной карточке. Аналогичным образом проводятся все финансовые операции. Соглашения и договоры, инициируемые АБИМ и имеющие коммерческий характер, утверждаются руководством ОО «БСМД».
    5.3 Средства и имущество АБИМ не могут перераспределяться между членами АБИМ.


6. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБИМ

    6.1. Деятельность АБИМ прекращается на основании решения Общего собрания АБИМ и утверждается президиумом Правления ОО «БСМД».
    6.2. Имущество и средства АБИМ, которые остались после удовлетворения требования всех кредиторов, направляются на благотворительные и другие цели, определяемые президиумом Правления ОО «БСМД».