Направления исследований

Направления исследований

Среди важнейших проблем, разрабатываемых в Беларуси академическим музыкознанием – проблемы контекста и исторической преемственности европейского музыкального искусства и культуры (Куртенок Е., Мацаберидзе Н., Мдивани Т., Цмыг Г.), взаимодействия Востока и Запада (Мдивани Т., Субботняя А., Цмыг Г.), композиторские стили (Ганул Н., Гудей-Каштальян В., Мдивани Т., Мацаберидзе Н., Цмыг Г.), композиционных особенностей современной балетной (Гудей-Каштальян В.) и хоровой (Дубатовская О., Г.Цмыг) музыки, композиторской интерпретации православного этоса (Мдивани Т.) и церковной музыки (Цмыг Г.), фортепианного (Горбушина И.) и хорового (Г.Цмыг) исполнительства, белорусского краеведения (Е.Куртенок, Г.Цмыг), а также вопросы онтологии европейской музыки академической традиции (Ганул Н., Мдивани Т., Цмыг Г.). Во всех работах, заявленных авторами в соответствии с выбранной тематикой и проблематикой исследования, представлена картина становления и эволюции основных жанровых разновидностей музыки академической традиции. Жанровые трансформации музыкальной сущности рассмотрены в каждом конкретном случае с точки зрения комплексного анализа – выявления образной сферы произведений, характера их содержания и типа композиций, особенностей музыкального языка и черт национального своеобразия. В ряде научных работ, посвященных синтетическим жанрам – опере, балету, исследователи обращаются к системно-структурному методу, который из-за своей сложности (синтез музыки, сценического действия и сценографии) представляет собой многоуровневую целостность. Важнейшей особенностью научных исследований является их теоретическая направленность, что связано с изучением музыкального феномена сквозь призму обстоятельного музыковедческого анализа с последующим осмыслением явления как акта культуры.

Проблема исторической преемственности
Известно, что сложившиеся в национальной культуре традиции во многом определяют ее менталитет, являются ценным наследием, которое, в свою очередь, влияет на формирование новых явлений в искусстве. Традиция помогает прослеживать связь времен, отстраивать линию преемственности и демонстрировать как «внешний», так и «внутренний» уровень культуры, а также выступать сильной альтернативой «донному» виду художественной деятельности. Таким образом, проблема преемственности является важным теоретическим фундаментом в изучении как общих законов композиторского творчества, так и специфических принципов его развития. Разработка вопросов соотношения современного музыкального искусства с наследием, с традициями современной европейской музыки, с композиторским творчеством других народов, а также вопросы нового качества музыки и ее контекстуальности позволили глубже понять природу музыкального мышления белорусских композиторов, и, таким образом, создать целостное представление об особенностях и специфике национального музыкального стиля.

Наиболее востребованной в среде последователей традиций научной школы Ю.Н.Холопова выступила проблема контекста и исторической преемственности. Так, в монографии Т.Г.Мдивани «Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века» и ее докторской диссертации прослежена линия эволюции европейского стиля музыкального мышления, основанная на рационалистическом концепте, от античности до современности. В кандидатской диссертации В.Г. Гудей-Каштальян «Композиционно-драматургические особенности белорусского балета как жанра музыкально-театрального искусства» (защищена в 1999 г.) впервые в отечественной науке о музыке создана система эволюции балетного жанра – протоканон, канон, постканон, – выявлена многоуровневая структура балетного жанра, установлены и определены его жанровые типы, в ее статьях «Преемственность жанровых форм в современном белорусском балете”,«Симфонический балет: линия преемственного развития в творчестве белорусских композиторов», В кандидатской диссертации», “Соотношение музыки и хореографии в процессе исторического развития балетного жанра”. Проблема преемственных связей лежит в основе диссертационного исследования Г.П. Цмыг, посвященного белорусскому хоровому концерту в его связях с западноевропейским и восточнославянским («Хоровой концерт: вопросы стиля, жанра, фактуры»; защищена в 2005 г.). Диссертантка впервые в европейском музыкознании установила значение хорового концертного жанра для современной хоровой концертной музыки, охарактеризовала жанровые и стилевые особенности хорового концерта на разных этапах исторического развития европейской музыки (в том числе и венецианский хоровой концерт XVI века), выявила феноменологию вокально-хоровой концертности. Специально проблеме контекста посвящена ее книга «Европейский хоровой концерт XVI-XX вв.», статьи «Белорусская хоровая концертная музыка в контексте европейской культуры", теории хоровой концертности – статья «Некоторые аспекты теории хоровой концертности”.

В кандидатской диссертации Н.В. Мацаберидзе («Стиль модерн и специфика его преломления в творчестве белорусских композиторов 1960-1990 гг»; защищена в 2004 г.) были оригинально рассмотрены белорусско-российские истоки стиля модерн в музыке, его отличие от музыкального авангарда и особенности реализации принципов стиля современными белорусскими композиторами. В статье «Прочтение истории в современной белорусской музыке: Е.Глебов, А.Мдивани, Д.Смольский» автор впервые выявила специфику преломления исторической темы сквозь призму материала музыки в творчестве ведущих белорусских композиторов.

Историко-эволюционный подход применили И.Л. Горбушина в своей статье «Эволюция нотного текста и его связь с исполнительским искусством», А.Г.Субботняя в своем докладе «The influence of Eastern traditions on the structure of the genre of musical compositions of Western avant-garde» («Влияние восточных традиций на жанровую структуру музыкальных композиций западного авангарда») //Theses of 5thInternational Scientific Conference: «MusicToday : the permanent and the changeable [«Музыкальная наука сегодня: традиции и новации»] на конференции в Даугавпилсе, Г.Цмыг в своей докторской диссертации, посвященной европейскому хоровому концерту.

Проблемы современной белорусской музыки
Темы, посвященные современной белорусской музыке и ее интеграции в европейскую музыкальную культуру, разнообразны, каждая из работ внесла весомую лепту в развитие отечественного музыкознания. Нужно отметить, что исследование современной музыки – задача тяжелая и сложная, поскольку сам процесс развития композиторского творчества многоплановый и противоречивый. Отдельные его стороны могут остаться без внимания исследователя чаще всего из-за невозможности бесстрастного «взгляда со стороны» и обобщающего проникновения в сущность явления, которое еще не стало историей. И, тем не менее, серьезная аналитическая работа с учетом специфики предмета исследования и сложившихся национальных традиций дает возможность выявить основные тенденции развития современной белорусской музыки в контексте не только национальной, но и европейской и всемирной музыкальной культуры. Осмыслению современных процессов в белорусской музыке посвящены статьи «Хореопластический вектор в развитии современного белорусского театрального искусства» «Балеты Е.Глебова: типология жанровых форм и композиционно-драматургические модели» В.Г.Гудей-Каштальян, «В пространстве оперных миров Сергея Кортеса», «Музыкальный театр на рубеже ХХ–XXI вв. – неотъемлемый фактор бытия культуры и социума», «Магічная сіла оперы: асаблівасці опернай паэтыкі Сяргея Картэса», «Становление творческого метода С. Кортеса: на пути к опере», «Містэрыя трэцяга напрамку, "Жарсці па Цілю" ў трупе "Тэрыторыя мюзікла" Н.Г. Ганул, «Белорусский хоровой концерт: проблемы жанра, стиля и особенности хоровой фактуры», «Современная хоровая академическая музыка в Беларуси: жанровая и стилевая специфика», «Академическая хоровая музыка в Беларуси: к вопросу о специфике композиторского творчества», «Das Genre des Chorkonzertes im Schaffen der weissrussischen Komponisten an Ende des 20. Jhrhunderts (Theorie, Geschichte, Praxis)», «Вокальная и вокально-инструментальная музыка в контексте современной белорусской культуры», «Белорусский хоровой концерт и его связь с национальной певческой традицией», «Новая хоровая концертность (к вопросу о стилевых исканиях современных белорусских композиторов)», «Die Spezifik der geistlichen Musik in Weissrussland» и др. Г.П.Цмыг, «Стилевые тенденции развития белорусской музыки второй половины XX века», «Национальные особенности белорусской фортепианной музыки» Субботней А., «Жанровое содержание белорусской музыки на рубеже XX-XXI вв.», «Претворение «традиции Стравинского» в белорусской музыке 60-90х годов (к проблеме осмысления современного национального музыкального стиля)», “Віцебскія карані мадэрна на Беларусі”, «Особенности стилей белорусских композиторов в последней трети ХХ века. Модерн и авангард», «Реминисценция стиля модерн в белорусской музыке второй половины ХХ века», «The instrumental genres of Belarusian professional musicinthe Postmodernizm artisticcontest», «Стиль модерн в музыке: К проблеме национального своеобразия белорусской музыки второй половины ХХ века» Мацаберидзе Н.В. и др. материалы.

Проблемы современного музыкального мышления. Новая и Новейшая музыка
Проблемы современного музыкального мышления, композиторской техники представителей Новой и Новейшей музыки, в том числе национальных композиторов освещены в целом ряде статей Т.Г.Мдивани: «Белорусский музыкальный авангард: прогноз на завтра», «Белорусская музыка рубежаXX–XXIвв.:реалии творческих исканий», «О претворении принципов западно-европейского музыкального авангарда в современной белорусской музыке», «Введение в поэтику музыкального сюрреализма», «Западный рационализм в музыке и ХХ век», «Новые аспекты авангардного музыкального мышления во второй половине ХХ в.», «Классическое, неклассическое и традиционное в Новой и Новейшей музыке ХХ в.», «Алеаторика и коллаж в авангардной музыке ХХ века», «Принцип неопределенности в авангардной музыке второй половины ХХ в.», «Специфика музыкального бытия во второй половине ХХ в.», «Неклассическая и новая неклассическая (расширенная) рациональности в Новой и Новейшей музыке ХХ века», «Об особенностях претворения принципов западного музыкального авангарда в творчестве восточноевропейских композиторов», «О типах рациональности в европейской музыкальной культуре IIполовины ХХ века», «Ризома и новые музыкальные реалии в эпоху постмодернизма», «Новые музыкально-игровые жанры в творчестве авангардных композиторов второй половины ХХ века». В книге «Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ в.» Т.Г. Мдивани впервые последовательно проводит мысль о кризисе музыкального радикализма, выходом из которого является обращение к идеям целостности, гармонии и красоты. При решении проблемы неклассического стиля музыкального мышления современных композиторов, как и при анализе авангардных опусов автор использует синергетическую методологию. Белорусская музыка рассматривается в контексте европейской (западной и российской).

В материалах Г.П. Цмыг музыкальный радикализм рассматривается на примере хоровой музыки. Это статьи «Альтернативная нотация хоровой музыки: к вопросу освоения музыкального авангарда XX века в педагогической и исполнительской практике», «О специфике театральности в хоровой концертной западно- и восточноевропейской музыке», «Новая хоровая концертность (к вопросу о стилевых исканиях современных белорусских композиторов)», «Темброакустика как средство создания исполнительского художественного образа в хоровом театре», «Современная хоровая академическая музыка в Беларуси: жанровая и стилевая специфика», а также в зарубежных изданиях – «Choral Academic Music In Belarus: :Specificity Of Author's Creative Concepts». Интересные связи между стилем модерн в музыке и музыкальным авангардом раскрыты в статьях Н.В. Мацаберидзе: «Авангард и модерн: к вопросу о стилевом своеобразии», «Музыкальный модерн в контексте стилевых явлений ХХ столетия», «Особенности стилей белорусских композиторов в последней трети ХХ века. Модерн и авангард».

Музыкальный театр
Одной из интереснейших областей отечественной музыки является музыкальный театр – опера, балет, музыкальная комедия. В этой области наиболее активно проявила себя В.Г. Гудей-Каштальян. В поле ее зрения находятся моделируемый жанровый синтез, симфонический балет реинтерпретация классики, театральный аспект симфонизма, которые рассматриваются на материале балетной музыки С.Прокофьева, П.Чайковского и белорусских композиторов. Опубликованные статьи автора свидетельствуют о зрелости автора и способности решать сложнейшие научные проблемы, связанные с музыкальным театром:«Моделируемый жанровый синтез как принцип жанрообразования неклассического балета», «Симфонический балет: линия преемственного развития в творчестве белорусских композиторов», «Хореопластический вектор в развитии современного белорусского театрального искусства», «Театральный аспект симфонизма».

Оперному жанру посвящены разделы в книге «Музычны тэатр Беларусі. Опернае мастацтва» Т.Г.Мдивани. Автор осуществила музыковедческий анализ опер Д.Смольского, Ю.Семеняко, а также белорусских радио и телеопер. В статье, посвященной опере Е.Глебова «Мастер и Маргарита», были выявлены универсалии постановочной работы и коррелят «композитор – режиссер – дирижер». Ряд статей, связанных с оперой В.Кузнецова «Записки сумасшедшего: поэтика, интонационная система, структура» , связаны с характеристикой особенностей композиторской интерпретации литературного текста В.Гоголя. Оперное исполнительство и традиции сценической музыки находятся в центре внимания Ганул Н.Г. В многочисленных материал автор одинаково успешно анализирует как нотный текст, так и способы его интерпретации. Таковы статьи «Віцебск. Салярцінскі. Візуалізацыя музыкі», «Экзістэнцыйная энтамалогія», «Бедуінкі з кастаньетамі, балет "Клеапатра" ў Беларускім музычным тэатры», «Мастацтва чытання Шэкспіра, "Макбет" Джузэпэ Вердзі ў Нацыянальным тэатры оперы і балета».

Сакральная проблематика
Новым и актуальным направлением научных исследований белорусских музыковедов является православная и шире церковная тематика, связанная с разработкой проблемы корреляционных связей между светской профессиональной музыкой и стилистикой песнопений, а также вопросов православной певческой культуры в целом. Эта тема освещается в работах Т.Г.Мдивани: «О стилистике песнопений православной церкви и их воплощении в современной композиторской практике», «Музыка и православные песнопения: к вопросу о терминологии», «О созидательной силе православных песнопений в эпоху глобализации», а также в книге «Беларусы» в разделе «Панорама музыкального искусства второй половины ХХ века: симфоническая, народно-оркестровая, камерно-инструментальная музыка, опера и духовные произведения». Вопросы церковной музыки разрабатывает Г.П.Цмыг. Это статьи «Специфика духовной музыки в Беларуси» («Die Spezifik der geistlichen Musik in Weissrussland»), «О соотношении светского и религиозного в хоровой музыке на духовный текст (на материале современного белорусского композиторского творчества)», «Образы полоцких просветителей в духовно-музыкальных сочинениях современных белорусских композиторов» («Geistliche Chormusik der Gegenwart» / «Современная духовная музыка»).

Проблемы взаимодействия восточных и западных традиций в академической музыке
Особое место в белорусской школе Ю. Холопова занимает проблема конвергенции западных и восточных музыкальных традиций. Явным подтверждением тому явилось творчество композиторов-представителей Новой белорусской музыки в контексте западноевропейского музыкального авангарда. Проблема взаимодействия Востока и Запада в музыкальном искусстве, впервые поднятая в книге «Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века» Т.Г. Мдивани, нашла свое продолжение в научно-исследовательской работе Аллы де Рой (Субботней) «Претворение восточных традиций в европейском музыкальном искусстве второй половины ХХ – начала ХХI века» (кандидатская диссертация; защищена в 2011 г.). Автором раскрыты теоретические аспекты взаимодействия восточной и западной «музыкальных ментальностей», формы репрезентации этого нового феномена в творчестве композиторов Западного мира. Свои научные положения автор опубликовала в монографии («Восточные традиции в европейском музыкальном искусстве второй половины ХХ – начала ХХI века») и целом ряде статей в Беларуси и за рубежом: «Новая музыкальная реальность второй половины ХХ века: «Мантра» К. Штокхаузена»; «Соотношение восточной и западной традиции в музыкальном искусстве (теоретический аспект)»; «Влияние восточных традиций на жанровую структуру музыкальных композиций западного авангарда» и др. Данная тема, в основе которой лежит философско-музыковедческий подход, требует дальнейшей разработки с расширением тематического спектра и привлечением междисциплинарных знаний.

В русле этого направления работает и Г.П. Цмыг, в центре внимания которой находятся вопросы как китайского Востока и европейского Запада («К вопросу о путях сохранения национальной музыкально-театральной традиции (на примере Пекинской оперы)”, так и Европейского Востока и Европейского Запада («Формирование восточноевропейского хорового концерта в Российской Империи: барочный (партесный) в конце XVII – XVIII вв. и классический на рубеже XVIII – XIX вв. – нач. XX вв.», «Западноевропейский хоровой концерт», «От венецианского хорового концерта к Белорусскому хоровому концерту XX века».

Теория исполнительскогго искусства
В современном музыковедении все большую актуальность и остроту получает исполнительское музыковедение. В его ареале наиболее привлекательной является проблема исполнительской интерпретации, поскольку современное музыкальное исполнительство далеко ушло от ситуации «исполняющего композитора» и «композиторствующего исполнителя» (А.Кудряшов). Так, например, в исполнительстве агогические приёмы обычно подвергаются индивидуальному переосмыслению, т.е. интерпретируется сообразно индивидуальности музыканта и эстетическим установкам эпохи, художественного стиля и проч. Между тем, несмотря на отклонения от основного темпа, агогические нюансы при исполнении музыки не разрушают общий темп, следуя композиторскому замыслу. Проблемы исполнительской интерпретации на примере пианистического искусства находятся в центре внимания И.Л. Горбушиной. Свои интересные идеи и мысли она опубликовала в целом ряде научных статей: «Эволюция нотного текста и его связь с исполнительским искусством», «Соотношение параметров первого и второго планов исполнительского нотного текста в музыкальном авангарде 1-й пол. ХХ в. (на примере фортепианной музыки)», «Теоретические аспекты интерпретации нотного текста современными исполнителями».Системное рассмотрение данная проблематика получила в ее кандидатской диссертации «Исполнительская интерпретация фортепианного произведения (на примере белорусского концертного пианизма)».

Исполнительству посвящены и многие статьи Н.Ганул. Автор пишет интересные материалы о современных исполнителях, в т.ч. об Алексее Киселеве и Александре Музыкантове.

Хоровое исполнительство привлекает внимание Г.П. Цмыг. В центре ее научного интереса находится история, теория и практика хорового исполнительства, в том числе и белорусского, которое рассматривается в контексте как романского, так и славянского хорового искусства и культуры: «Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ – начало ХХI века. Хоровое концертно-исполнительское искусство», «Choral Academic Music In Belarus: Specificity Of Author's Creative Concepts». («Хоровая академическая музыка в Беларуси: специфика авторских творческих концепций»), «Хоровая концертно-исполнительская практика 70-80-х гг. ХХ в.: специфика и возможности», «Современная хоровая академическая музыка в Беларуси: жанровая и стилевая специфика», «Некоторые аспекты теории хоровой концертности”, “The European Choral Concerto: Matters of Style, Genre, Texture»./ «Eвропейский хоровой концерт: вопросы стиля, жанра, фактуры»/, «Виртуозность и её преломление в хоровых концертах Дж. Габриели, В. Титова и А. Бондаренко», «К вопросу о специфике хоровой концертной ткани: Свиридов, Богатырев, Мдивани, Бондаренко».

Проблемы музыкальной культуры
Для воссоздания целостной и объективной картины формирования, развития и современного состояния музыкальной культуры и искусства Беларуси необходимо изучение развития основных сфер музыкальной культуры определенного региона, где закладывались основы музыкального профессионализма, концертно-исполнительской и творческой практики. Гомель, являясь крупным культурным центром Беларуси, до сегодняшнего дня продолжает оставаться одним из наименее изученных городов в отечественном искусствоведении. Музыкальной культуре Гомеля, города созданного российскими аристократами Румянцевыми и Паскевичами, посвящено диссертационное исследование Е.П. Куртенок. Автор раскрывает пути и этапы формирования музыкальной культуры города, специфику развития в досоветский, советский и постсоветский период. В ряде статей проступает рука опытного и активного музыкального краеведа: «Музыкальная культура Гомеля в контексте национальной культуры: вторая половина XVIII–XX вв.», «Музыкальная культура Гомеля 1917– 1941 гг.: зарождение профессионализма», «Музыкальная культура Гомеля как тема курса «Белорусская музыкальная культура» и др.

Вопросы белорусского краеведения феноменологии и состояния музыкальной культуры в современных исторических центрах Беларуси находятся в поле зрения Галины Цмыг. Работа с архивным материалом позволила ученому создать целостную панораму развития музыкальной культуры в малых городах Беларуси. Свои наблюдения автор отразил в статьях «Die musikalische Kultur in den historischen Zentren Weissrusslands. Phaenomenologie und gegenwaertiger Zustand» / «Музыкальная культура в исторических центрах Беларуси. Феноменология и современное состояние»/, («Archivbestaende: Zur Geschichte der Musik institutionen Weissrusslands»/ «Архивные материалы: к истории музыкальных обществ Беларуси») и др.

Проблемы современной музыкальной культуры раскрыты Мдивани Т.Г. и Цмыг Г.П. в книге «Нарысы гісторыі культуры Беларусі”(Мінск, 2017).